Сегодня сочетание слов «мойка высокого давления» уже никого не
удивляет. Оно стало обиходным, привычным, естественным. Между тем,
история этого изобретения не так уж стара. В предлагаемом материале
мы постараемся обстоятельно поговорить об этом предмете. А помогать нам
станет наш эксперт Дмитрий Глазунов.
|
|
В технике довольно часто случается, что название какого-то устройства
так нерасторжимо срастается с его функциональным предназначением, что
потом автоматически переносится на все подобные приборы, кто бы их ни
производил и как бы ни называл. Далеко ходить за примерами не надо. Мы
говорим «ксерокс» - и подразумеваем копировальные аппараты; мы говорим
«кемпи» - и имеем в виду сварочные полуавтоматы, А когда произносим
«керхер» - ни у кого не возникает сомнения, что речь идет о мойке
высокого давления. На российском рынке сегодня можно встретить
предложения от производителей моек высокого давления из Германии,
Италии, Швеции и Китая. Однако законодателем моды в этом секторе уже
многие годы остается немецкая фирма KARCHER. Ее основатель Альфред
Керхер получил патент на свое изобретение довольно поздно, когда ему
было уже под 50 лет. И воплощения своей идеи так и не увидел, поскольку
умер в 1959 году. Его дело, как это нередко бывает, продолжила жена.
И в 1984 году свет увидела первая модель аппарата для очистки водой под
высоким давлением – переносной прибор HD-555. С этого, собственно, и начинается победное шествие автомоек KARCHER. А вслед за ними – и других, от иных производителей. А, собственно, что же это такое – мойка высокого давления? В чем смысл этого изобретения?
Начнем, пожалуй, с того, что вспомним: вода – одно из самых
парадоксальных веществ на земле. Текучая, мягкая, способная принимать
форму любого сосуда, она в то же время совершенно не поддается сжатию.
Если же сжатой под огромным давлением воде дать выход, то струя
приобретет чудовищную силу и станет способна в буквальном смысле слова
резать сталь и бетон. Помните слова песни « и даже тоненькую нить не в
состояньи разрубить стальной клинок…»? Так это как раз о воде! Из
сказанного понятно: чтобы придать струе воды необходимую жесткость,
воду нужно сжать. Но для достижения нужного давления воду приходится
сжимать не сразу, однократно, а ступенчато, в два, три, а то и больше
приемов, перегоняя ее из секции в секцию. В результате на выходе можно
получить давление до 1500 бар, а в редких случаях – и до 5000 бар –
именно оно и способно придать воде свойства резака по бетону. (Никому
не в обиду напомним: 1 бар – это 0,986 атм). В автосервисной
практике такого рода насосы если и используются, то крайне редко и не
для мойки. Обычно для мойки применяют устройства, создающие давление до
200 бар. И дальнейший наш разговор будет касаться только этого класса
приборов. Сразу оговоримся: высокое давление – штука не такая уж
безобидная. Если его применять бездумно, то можно, например, ободрать
краску со старого автомобиля или даже разрушить его корпус. Впрочем, о
мерах безопасности мы еще поговорим в конце статьи.
Д.Глазунов: – Мойки высокого давления получили столь широкое
распространение в автосервисе по двух основным причинам. Первая – их
сравнительная дешевизна. Очень грубо если прикидывать, то по сравнению с
портальной мойкой это дешевле раз в двадцать . Вторая причина –
удобство. После портальной мойки любой автомобиль ( в наших условиях)
приходится непременно «домывать», поскольку грязь непременно остается в
труднодоступных местах, которых на автомобиле немало. И третья причина –
универсальность. Это свойство позволяет одну и ту же мойку использовать
в самых разных целях Всякая мойка высокого давления (в дальнейшем
для сокращения мы станем называть ее МВД; совпадение букв с сокращенным
названием силовой структуры чисто случайно, никаких намеков на чистоту
рядов этой организации мы не делаем.) состоит из электрического или
бензинового, реже дизельного двигателя, собственно насоса и фильтров,
очищающих воду. Все это объединяется в одном красивом корпусе и
дополняется шлангами, разного рода насадками и прочими аксессуарами,
расширяющими область применения прибора. Нередко в агрегат включают
системы подогрева воды (обычно до 80 град., однако в некоторых аппаратах
вода нагревается и до 150 градусов) и введения в нее моющих средств
(детергентов). Такие мойки очень у нас популярны. О двигателе
говорить не приходится – это обычный силовой агрегат, которому все
равно, что крутить. А потому и нареканий двигатели обычно не вызывают:
они, как правило, изготавливаются специализированными фирмами по
общим высоким стандартам. Иное дело – насосы. Поскольку МВД по
предназначению делятся на несколько групп - бытовые,
полупрофессиональные и профессиональные – то и насосы для этих групп
делаются разные. Или наоборот – именно насосы определяют, к какой группе
относится мойка. В насосе есть по крайней мере три детали,
первостепенно влияющие на его долговечность и надежность: цилиндр
(помпа, точнее – ее корпус) поршень и привод. Пластиковые корпуса
помп по определению долго работать не могут – агрегаты с ними имеют
ресурс 30…35 часов. А потому такая конструкция характерна исключительно
для аппаратов бытового назначения. Соответственно, и цена таких
насосов невелика: от 70 до 150 евро. Цилиндры из силумина
несколько долговечнее, они уже способны проработать до 300 часов. И
такие насосы уже применяются на некоторых мало загруженных мойках. Но
при этом надо иметь в виду, что ремонтировать подобные МВД – себе
дороже. Чаще всего тот, кто их покупает, идет на это совершенно
сознательно, зная, что насос будет работать до отказа, потом его
выбросят и купят новый. Цена такого рода моек – от 200 до 600 евро. Хорошая
профессиональная мойка имеет цилиндры из стали. Она способна работать
непрерывно в течение долгого времени. И за это, понятно, надо
платить другие деньги: стоимость таких аппаратов колеблется от 600 до
1500 евро. Хотя верхняя цифра – вовсе не предел. На долговечность
прибора, как мы уже отметили, влияет и то, из какого материала сделаны
поршни – из металла, или металлокерамики. Не последнюю роль играют
тут и системы привода. Наиболее распространенный способ передачи
движения от двигателя к насосу – так называемая «косая шайба». Это
серьезно удешевляет конструкцию. Самые мощные и дорогие МВД имеют привод
через коленчатый вал. Так и надежнее и долговечнее. Кстати, все
сведения о конструкции обязаны знать продавцы. И не только знать, но и
предоставлять эти сведения по первому требованию потенциального
покупателя. Ваша задача – больше спрашивать. А наша – объяснить, о чем
именно спрашивать. Располагая только что изложенной информацией,
можно уже попытаться выбрать для себя подходящий насос, ориентируясь на
срок его службы и на толщину своего кошелька. Но такой выбор не будет
стопроцентно правильным, поскольку мы пока не рассмотрели
характеристики насосов. А к таковым относятся мощность двигателя,
расход топлива (если двигатель бензиновый или нагрев воды осуществляется
горелкой), вес аппарата, комплект аксессуаров, расход воды в л/мин и
создаваемое насосом давление. Обратите внимание: мы все время твердили
«мойка высокого давления», а в характеристиках этот показатель поставили
на последнее место. С чего бы это? А с того, что, оказывается, вся затея с созданием МВД была вызвана к жизни потребностью… экономить воду! Судите
сами: если из водопроводного крана за час вытекает примерно три – три с
половиной тысячи литров воды, то мойка высокого давления в
зависимости от конструктивных особенностей потребляет раза в два
меньше. И как раз расход воды – это и есть один из важнейших ее
показателей.
Д.Глазунов. - В Европе наибольшее распространение получили мойки с
давлением 130 бар и расходом воды 10…12 л/мин. У нас картина немного
иная. Давление около 150 бар, а расход воды – до 18 л/мин. Если
посмотреть в сторону Америки, то там используют более низкое давление,
порядка 100 бар, но зато расход воды в 4..5 раз выше, чем у нас.
Наверное, у них к воде другое отношение… В автосервисе наибольшее
распространение получили МВД мощностью примерно от 2,5 до 5,5 кВт. Чем
больше давление и расход воды – тем больше мощность, эти показатели
связаны. Расход топлива – показатель второстепенный. Во-первых, потому,
что мойки с бензиновыми двигателями редко кто покупает (нам как-то не
удалось найти примера их использования в автосервисах; во-вторых,
потому, что этот расход не очень велик. Даже для нагрева воды горелкой
используется не больше 4…5 литров солярки в час. Вес аппарата,
конечно, имеет значение, но уж совсем третьестепенное – ведь мойщик
работает только с пистолетом, а аппарат – пусть он весит хоть 70, хоть
150 кг, стоит обычно там, где поставили, и перетаскивать его нет
нужды. Это не относится к бытовым аппаратам – но и вес у них
соответственно, совсем иной, порядка 10…15 кг. В характеристиках
практически всегда указывается комплектность МВД – и на это следует
обратить особое внимание. Например, если имеется катушка для шлангов –
это очень хорошо, потому что продлевает срок их службы. И такому
аппарату можно при прочих равных условиях отдать предпочтение. Некоторые
фирмы предлагают вроде бы широкий ряд аксессуаров. Но к этому нужно
хорошенько присмотреться – а все ли они нужны? Другие же прилагают к
МВД вроде бы меньшее количество насадок и переходников – но уж таких,
что ничего лишнего и все по делу. Перечислим наиболее распространенные насадки. -
«Грязевая фреза» - особая насадка, имеющая выход для боковой струи. Эта
тоненькая струйка заставляет вращаться роторное сопло высокого
давления, что многократно увеличивает эффективность очистки наиболее
серьезных загрязнений. - Пескоструйная насадка обеспечивает за счет
эффекта эжекции подсос песка, а затем струя воды с песком отлично
очищает любые поверхности. - Эжекторная насадка для откачки загрязненных жидкостей. Ну,
а какой фирме отдать предпочтение? Несмотря на то, что это целиком и
полностью зависит от вкуса и возможностей покупателя, мы начнем,
понятно, с фирмы KARCHER. Хотя бы потому, что примерно 60% автомоек
оснащены аппаратами именно этой компании. И потому, что почти каждый
начинающий автомойщик в качестве первой МВД покупает именно KARCHER.
Потом, со временем, он, возможно, и переменит свое мнение, и уйдет к
другому бренду – но начинают все одинаково. И с этим приходится
считаться.
Итак – KARCHER. Более чем раскрученный бренд. Можно сказать –
легенда. Очень широкий охват российского рынка, полная линейка
аппаратов на все потребности. Хорошая ценовая политика, привлекающая
дилеров. Мощная реклама. Высокое качество аппаратов. Неплохое
сопровождение. Очень понятная система обозначений: одна или две первых
цифры показывают номер серии, в каждой серии может быть несколько
моделей, близких по характеристикам. Чем больше цифра – тем больше
мощность аппарата. Первые четыре серии имеют пластиковые корпуса
насосов, дальше – металлические. Все аппараты окрашиваются в фирменный
желтый цвет.
Д.Глазунов. – Известно, что аппараты с этой маркой собираются не
только в Германии, но также в Турции и Польше. Это путь естественный и
сам по себе недостатком не является. Однако мы замечаем некоторые
тревожные симптомы в политике фирмы. Например, модернизируя модель, она
зачастую не сохраняет унификацию деталей и разъемов; к тому же новые
блоки часто по качеству уступают старым.
Фирма KRANZLE - еще один производитель из Германии. Ее
основатель – талантливый инженер Йозеф Кранцле, которого многие
специалисты в Германии называют инженером №1. Его фирму отличает особый
подход к делу: здесь не делят оборудование на бытовое и
профессиональное. Просто есть более мощное и менее мощное. Второе – это
и есть бытовое. Но оно собрано в значительной мере из тех же деталей и
комплектующих, что и профессиональное. Высочайшая унификация. Самый
полный и прекрасно подобранный комплект аксессуаров, включающий,
например, шламоудалители (с возможностью откачки более 2 тонн жидкости
в час) и насадки для пескоструйки. Цена примерно на 7% ниже, чем у
лидера рынка. Можно было бы назвать еще таких зарубежных
производителей, как Nilfisk, Alto, Ehrle или Oertzen, - но они меньше
известны в России либо производят оборудование общепромышленного
направления. Если форма KARCHER в общей сложности занимает почти 60%
российского рынка, то из оставшихся 40 по меньшей мере 30% принадлежит
итальянцам. Среди которых, как сом среди карасей, выделяется группа
предприятий под брендом PORTOTECNIСA. Ее мойки по многим показателям –
аналоги KARCHER. Но дешевле процентов на 10-…12, что делает их весьма
привлекательными. Качество изготовления, к сожалению, в последнее время
немного ухудшилось. Но ремонтопригодность такова, что можно разобрать и
отремонтировать все с помощью обычных гаечных ключей и отверток. Даже
электромоторы легко меняются, в том числе на отечественные. Примерно
те же слова можно отнести в полной мере и к мойкам высокого давления,
которые выпускает другая итальянская фирма Аnnovi Reverberi . Широкая линейка, качество как у «Порто». Аппаратов с подогревом нет. Интересный дизайн. Цена аналогична «Порто». Сравнительно
недавно итальянцы вывели на российский рынок новый бренд – IPC. Это
можно расценивать, как попытку убрать некоторые негативные впечатления
от снижения качества продукции PORTOTECNIСA. Проблем и отказов по
аппаратам IPC нет. Соотношение цена/качество оптимально: на 4…5% дороже
«Порто», но дешевле «Керхера». Интересно отметить, что на аппаратах IPC
блок регулятора давления недоступен, что делает заводские настройки
стабильными. Хотя возможность небольших регулировок с рукоятки
оставлена. Если быть очень дотошным, то можно найти на российском
рынке еще с десяток производителей. Одни из них более известны, другие –
менее. Многие появляются – и тут же исчезают. Многие не обеспечивают
свой товар достойным сопровождением. Значит, купившие его уже завтра
могут оказаться без запасных частей. В связи с этим упоминать о таких
фирмах мы не сочли нужным. К тому же в наши задачи не входило делать
полный анализ состояния рынка, мы попытались дать основные ориентиры.
Что и сделали.
Д.Глазунов: - Пожалуй, закончить этот материал следует некоторыми
советами из опыта эксплуатации моек высокого давления. Советуем к этим
рекомендациям прислушаться, чтобы не набивать шишек там, где до вас их
кто-то уже набил. Долговечность аппарата в большой мере зависит от
чистоты воды. Не поскупитесь, и, купив дорогой аппарат, потратьтесь еще
немного и установите фильтры грубой и тонкой очистки воды. Проверьте
пропускную способность водяной магистрали – она не должна быть ниже
расхода воды, указанного в паспорте МВД. Если воды не будет хватать –
мойка быстро выйдет из строя, деньги будут потрачены зря. Никогда не забывайте, что у нас бывают морозы, а при них вода становится льдом. Замерзшая мойка – погибшая мойка. Берегите
шланг высокого давления – не перегибайте, на наезжайте на него, не
давайте скручиваться, не таскайте по полу. Лучше всего подвешивать его
на кольцах или на кронштейнах. Некоторые, особо заботливые механики,
протаскивают шланги через обычные поливочные подходящего диаметра – это
дает неплохой результат. Получается чехол. В аппаратах высокого
давления есть один важный узел, о котором мы как-то забыли упомянуть.
Это перепускной клапан, или байпас (by pass). Он предназначен для того,
чтобы мойщик мог кратковременно закрывать подачу воды, не выключая
мотор, и давление при этом не разорвало шланг. Вода в этом случае
циркулирует по замкнутому внутреннему кругу. Режим этот считается
безопасным. Однако нужно помнить, что в этом случае идет нагрев воды и
образование множества пузырьков, которые, попадая на помпу, вызывают
явление кавитации, резко сокращающее ресурс насоса. Допустимой можно
считать приостановку подачи воды на 30…40 секунд. И последнее. Вода
– ласковая и добрая субстанция. И это ее свойство часто оказывается
предательским. Неопытные мойщики нередко «шутят», получив в руки
пистолет – пытаются облить товарища, искупать кошку. Они забывают, что
теперь в их руках оружие. Отрезанные струей воды пальцы и руки,
разорванное пополам животное – последствия таких «шалостей». Не нужно их
множить. Федор Борисов
Источник: http://www.avtoservice.info/ |